Борис Петрович Наседкин

Авиабылинка 04


Предельно малые высоты – это полеты в мертвой зоне системы обнаружения противника.

Бобровичи. 1967 год, самолет ИЛ-28.

Действующие лица:
Командир звена летчик Селиверстов
штурман Кононенко,
стрелок-радист.
Левый ведомый летчик Архипов,
Штурман Петров,
стрелок-радист.
Правый ведомый летчик Боганов,
штурман Наседкин,
стрелок-радист Агарков.

Ориентировку я потерял еще минут десять назад. Сначала я надеялся увидеть какой-нибудь город типа Москва или реку. Однако винегрет из перелесков, хуторов и болот не давал ни одного шанса на восстановление ориентировки. Тридцатиметровая высота и скорость 600 км/ч превратили все в сплошное зелено-голубое море.
Матрос Железняк, который шел на Одессу, а вышел к Херсону мог отдыхать. Постепенно, отодвинув в сторону груду скомканной карты, я успокоился.
Теперь можно было, не отвлекаясь, смотреть в окно.
Чтобы не портить летчику настроение, факт потери ориентировки, я скромно умолчал.
Три реактивных бомбардировщика, с грохотом шли над полесьем. Я видел, как от впереди идущего самолета, волнами расходился лес, а сзади оставалась зеленая ложбина.
Слева шел самолет Архипова. Иногда Витя махал нам рукой, как бы говоря «Вот это по-нашему». Улыбаясь, сейчас он вспоминал наказ отца: «Ты там сынок летай пониже и шибко не разгоняйся».
Полет организованный столичным генералом явно удался. В режиме радиомолчания, мы уже минут сорок, как исчезли с экранов радаров. Однако, зачитанный новый маршрут, все осложнил. В Полесье некоторые пункты повторяются, а других вообще нет на карте. Самолет летел быстрее, чем я прокладывал на коленях маршрут.
Наконец согласно времени мы вышли на цель. Однако под нами был какой-то хутор. Коровы как собаки разбегались в разные стороны, а куры летали как ласточки.
Неожиданно в эфире прозвучало: «531, 532 сообщите место». «Контролирует» - подумал я.
«Штурман, где мы находимся?» - спросил Боганов.
«Сейчас уточню» - ответил я, глядя на скомканную карту. Соседний самолет передал что тоже уточняет место и меня это успокоило.
Однако Юра начал теребить меня.
Желание летчика узнать место самолета напоминало парадокс: «В греческом зале, в греческом зале…»
Меня это несколько раздражало. А тут еще начало заканчиваться топливо. Накануне я посчитал его расход на высоте 500 м с точностью до двух ведер. Однако генеральская тридцатиметровая высота, съедала его в два раза быстрее.
«Штурман! У нас загорелась лампочка «аварийный остаток топлива», снова запаниковал летчик. Наконец он перестал узнавать место самолета, пытаясь узнать все о топливе.
«Все правильно командир. Так и должно быть», успокоил я его и рассказал все, что знал о расходе топлива по высотам.
Наступило затишье, и я вздрогнул глядя в окно.
Вдруг кто-то шепотом спросил: «У Вас горит лампочка?»
Да командир, уже давно горит» - шепотом наперебой ответили Архипов и Боганов.
«Набираем высоту 500 метров» - скомандовал Селиверстов.
Звено бомбардировщиков с красными лампочками летело туда, не зная куда.
«По мере выработки топлива покинуть самолет», спокойным голосом приказал командир звена.
На высоте снова заработал радиокомпас, и можно было восстановить ориентировку.
Вскоре мы нашли какой-то аэродром и сели. Позже в курилке, под общий хохот, Архипов хвастался, что у него после посадки еще осталось два ведра топлива.
Летчику I класса Григорию Белим сильно повезло. Он увидел город, и довернув на телебашню, восстановил ориентировку.
Однако даже сейчас в курилке у него дрожали руки. Это была не Останкинская башня, а обычная провинциальная с растяжками. В последний момент, Гриша увидел трос-растяжку, и сразу за ней своего левого ведомого.
«Джигит» - подумал смотритель башни, догоняя свою шляпу.

 

 

© nasedkin-bp

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz